Великий представитель мира суфизма (тасаввуфа) Хаджа Абдулхалик Гиждувани, родившись в благочестивой гиждуванской семье, получил образование в Гиждуване, затем в Бухаре. В возрате 22 лет встретившись в Бухаре с Хаджой Юсуфом Хамадани, он в совершенстве усвоил от него учение тариката Хаджаган. Внеся в развитие этого тариката огромный вклад, он воспитал тысячи учеников. Он был также наставником через посредство духовной связи Хазрата Бахауддина Накшбанда. Прославленный почётным званием Хаджаи Джахан (Хаджа Вселенной) этот благословенный человек скончался в Гиждуване в 1179 году.
Основатель суфийского ордена Накшбандия удостоенный таких званий как «Бахо ул-Хак» («Свет Истинного Господа»), «Баха уд-дин» («Светоч Религии»), великий бухарский шейх, суфий Мухаммад ибн Мухаммад Накшбанд Бухари (1318 – 1389 г.г.). Он на основании учения Хаджи Юсуфа Хамадани, Хаджи Абдулхалика Гиждувани положил начало тарикату Накшбандия. По причине того, что он занимался ремеслом нанесения узоров, емудали прозвище «Накшбанд» («Накш» - узор, орнамент, «банд» - наносить (перс.)). Вторая причина дачи прозвища «Накшбанд» в том, что своими благословенными руками, выткав на ткани золотыми нитями калиму «Ля иляха иллаллах, Мухаммадур расуллуллах» لا إله إلاّ الله محمّد رسول الله , повесил на стену, смотрящую на «кыблу» (сторону Мекки) и, глядя на неё, делали зикр. При этом из неё распространился божественный свет, который запечатлелся на его сердце.
Поэтому в учении суфийского ордена Накшбандия говорится: «Накш банд бар дил банд» - «Имя Аллаха запечатлей узором на сердце своём». Своей основной целью они сделали следование Священному Корану, Благословенному Хадису, суннатам Пророка (с.а.в.) и его благородных сподвижников, возрождение их («ихъё ус-сунна»). Опираясь на масхаб Имама Аъзама, акиду Абу Мансура Матуриди, достоверные книги Имама Бухари и великих мухаддисов, создали своё учение. В предшествующих тарикатах было общепринято и распространено произносить зикр Аллаха громким голосом (джахри зикр).
В тарикате Накшбандия зикр не произносится вслух так, чтобы кто-либо мог услышать.
Ибо в Священном Коране Всевышний Аллах благовестил: أدعوا ربّكم تضرّعا و خفية
Взывайте к вашему Владыке со смирением и втайне, -
Аллах не любит тех, кто преступает
(Пределы, установленные Им).
Сура «Преграды», 55-аят
Пророк (с.а.в.) говорят:الذكر الخفي افضل من الذكر الجلي «Скрытый (хафи) зикр предпочтительнее громкого (джали) зикра». Поэтому хафи зикр (скрытый, идущий от сердца) не притворный. Постоянная занятость сердца зикром Аллаха одна из основных целей практикования этого священного аята и хадисов. Отсюда 11 благословенных источников-«рашха» (божественных мудростей, определяющих образ жизни человека), которые составляют сущность Накшбандия.
Кроме этого тарикат Накшбандия строится на следующих 4-х основах:
1. Очищение внешнего шариатом.
2. Очищение внутреннего мира тарикатом.
3. Близость к Аллаху через маърифат.
4. Достижение Аллаха через хакикат.
В каждом источнике - «рашха» подоплекой являются аяты и хадисы, эти «рашха» основаны на них.
Они нижеследующие:
1. «Хуш дар дам» هوش در دم (Ум в сердце, дыхании) «хуш» - ум, «дам» - дыхание. Основа дыхания – сердце. Пророк (с.а.в.) говорят: العقل في القلب «Ум в сердце». Каждое исторгаемое нами дыхание не должно быть невежественным, но должно быть осознанным и приносящим усладу. То есть, каждое дыхание от выдоха до вдоха должно быть с памятью об Аллахе.
Всевышний Аллах гласит: و هو معكم أينما كنتم
Он - Тот, Кто небеса и землю сотворил
За шесть (небесных) дней
И утвердил Свое державие на Троне.
Он знает, что уходит в землю
И что выходит из нее;
Он знает, что нисходит с неба
И что стремится к небесам.
И где б вы ни были, всегда Он с вами
И зрит незримо все, что делаете вы.
Сура «Железо», 4-аят)
Следовательно, с тем, кто не забывает об Аллахе, то есть, осознаёт каждое дыхание, с тем пребудет Аллах. Принцип «Хуш дар дам» Алишер Навои воспел так:
«Дамингдин йирок тутмагил хушни,
Ки юзланмагай хар дам офат санга».
«Чтобы напастей на пути не повстречать,
Ум от дыханья ты не должен отдалять».
2. «Назар дар кадам» نظر در قدم (Взгляд на шаг). Смысл этого أن لا يمشي في معصية الله Не вступать на путь, ведущий к греховности перед Аллахом, не ходить по нему (пути), обдумывать свой шаг. Всевышний Аллах гласит:
أفمن يمشي مكبّا علي وجهه أهدي أمّن يمشي سويّا علي صراط مستقيم
Кто ж лучший проводник -
Кто, пресмыкаясь, бьет челом о землю
Иль тот, кто шествует по праведной стезе?
Сура «Власть», 22-аят
В другом священном аяте говорится: و لا تمش في الأرض مرحا
И не ходи ты горделиво по земле -
Тебе ее не разверзти на части
И гор по росту не достичь
Сура «Ночной перенос», 37-аят
Каждый шаг, не забывая Аллаха, отдавать отчёт за совершённые поступки.
«Назарни кадамдин йирок солмагил,
Бу йул замин гар булса рагбат санго».
«Ты взор от поступи своей не должен отдалять,
Коль почву под ногами на Пути не хочешь потерять».
(Алишер Навои)
3. «Сафар дар ватан» سفر در وطن (Путешествие по Родине) путешествие, переход соискателя-салика от человеческих качеств к ангельским качествам, от плохих качеств (гордыня, зависть, , лицемерие, жадность) к хорошим качествам (любовь, вера, правдивость, убеждённость в вере); находясь на своей Родине, путешествовать мысленно.
Пророк (с.а.в.) говорит: كن في الدّنيا كأنك عابر سبيل «Будь в мире как странник-путешественник».
Алишер Навои говорит: «Ватан ичра сокин булуб сойир ул, Сафардин агар булса мехнат санга». «По Родине своей ты скромной поступью иди, Коль хочешь пользу обрести в пути».
«Мусофир бул, аммо Ватан ичра бул,
Тила хилвату анжуман ичра бул».
«Ты путешествуй, но по Родине своей,
|