Нафс склонен увеличиваться, желать большего, он отдаётся мирским наслаждениям. Он подвигает человека на плохое, на совершение греховных дел. Насколько потворствуют нафсу, настолько он крепчает. Если человек употребляет в пищу чистую еду, его тело становится чистым, красивым, способным, стремящимся к добру, вносящим вклад в совершение благих дел.
И, напротив, если человек употребляет запретные вещи – «харам», они делают человека омерзительным, грубым, безжалостным, беспощадным, развратным, вероломным и деспотичным. Желание нафса – похоть. Нафс невозможно убить.
Если его убить, умрёт и сам человек. Ибо слова «нафс», «нафас» (дыхание) – однокоренные слова.
Однако, нафс можно воспитывать, обуздав его, им можно управлять, его можно заковать в оковы.
Если Ахмад Яссави говорил: «Пинай свой нафс, шпыняй свой нафс, несчастный, беспрестанно», то Алишер Навои неспроста призывал «затравить пса нафса»!
Нафс – непримиримый враг человека. Поэтически Алишер Навои это выразил так:
«Булуб нафсингга тобе, банд этарсан тушса душманни,
Сенга йук нафсдек душман, кила олсанг Ани кил банд».
«Покорный нафсу, ты плененного врага оковами сковал,
Но первый враг твой – нафс, его сковал бы ты, когда об этом знал».
|