Авва
Авва (ивр. אבּא, греч. ἀββᾶ) — арамейско-сирийское слово, соответствующее древнееврейскому «аб» - отец.
Авва в Новом завете
Слово авва трижды употреблено в Новом Завете, в том числе один раз Иисусом Христом при молении о чаше:
Левая кавычка Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Правая кавычка
(Мк.14:36)
Здесь авва служит обращением, выражающим высшую форму доверия, искренней любви, сыновней покорности, а так же дружеского расположения. Этим словом Иисус Христос, а вслед за ним апостол Павел (Рим.8:15, Гал.4:6) обращались к Отцу Небесному.
[править] Авва, как обращение в христианстве
Впервые как форма уважительного обращения к монашествующим слово авва встречается в трудах Ефрема Сирина.
Авва — древнее наименование настоятеля православного монастыря — игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. В настоящее время особенно распространено на западе (в латинской транскрипции — аббат) — титул настоятеля католического монастыря, который носили и немонашествующие духовные лица. Может также применяться для называния старших монахов, а иногда и вообще любого монаха. Авва — церковно-литературное наименование старцев-подвижников.
В Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом (в форме «абуна» — отец наш) обращаются к священникам, монахам и архиереям. Во Франции авва титул любого католического священника.
Бонза
Бо́нза (фр. bonze, от яп. 坊主, бо:дзу) — в Японии и прочих странах Азии название главного монаха в храме. В европейской литературе этим словом называли любого буддистского монаха (члена сангхи) вне зависимости от его ранга. Правильное общее название для буддистского монаха — бхикшу.
Логотип «Викисловаря»
В Викисловаре есть статья «бонза»
В переносном смысле бонзой называется чванливый чиновник или кто-то, кто ведёт себя чересчур важно и серьёзно, как настоящий бонза.
Аскеза
Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение») — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей, либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика широко распространена во всех типах традиций и культур.
Бхикшу
Бхи́кшу (санскр. भिक्षु от санскр. भिक्ष्, бхикш, «просить милостыню, подаяние», пали:бхикку) — в буддизме — монах-аскет, живущий за счёт милостыни, подаяния. В более широком смысле означает буддиста — члена монашеской обшины самгхи. (ср. упасака).
Ачарья
Ача́рья (санскр. आचार्य) — важный религиозный учитель. Слово имеет разное значение в индуизме и джайнизме.
Титул «ачарья» часто прибавляется к имени и указывает на уважительное отношение, как например в «Шанкарачарья».
Затворники
Затворники — христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве.
Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства.
Рясофор
Рясофо́р (греч. ρασοφορίας — носящий рясу), «рясофорный монах», «рясофорный послушник» — монах низшей степени пострига (т. н. «пострижение в рясофор»), готовящийся к принятию малой схимы. При пострижении в рясофоры монах получает новое имя, но не даёт никаких обетов. Рясофорному монаху (в отличие от послушника) разрешается носить рясу с клобуком и чёрную камилавку, но без мантии, которая впервые даётся принявшему пострижение
Лама
Ла́ма (тиб. བླ་མ་, Вайли:bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель.
Это название сродни санскритскому понятию «гуру» и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибеских лам, как то: Далай-лама, Панчен-лама (Тулку).
Игумен
Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. Игуменья) — настоятель православного монастыря.
Изначально игумен не обязательно был священником, позже их стали избирать только из числа иеромонахов, в наши дни это звание иногда рассматривается просто как почётное для монашествующего священства и не связывается с управлением монастырём (чин соответствует протоиерею в белом духовенстве). Но только игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.
Инок
И́нок (инокиня) (словообразовательная калька аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — один) — православный монах; монах малой схимы.
В Русской Православной Церкви сложилась следующая последовательность поставлений в монашеские чины: 1) Послушник,→ 2) Инок (Рясофор),→ 3) (Мантийный) Монах,→ 4) Схимник (Великая схима).
Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают чётки.
Обязанности монаха малой схимы описаны в требнике.
Иеромонах
Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства).
Иеросхимонах — схимонах, имеющий сан священника.
Схимона́х или Схи́мник — монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую; монах даёт обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах носит хитон, аналав, пояс, рясу, мантию, куколь и сандалии.
Келарь
Ке́ларь (в переводе с греческого «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им предметов. В больших монастырях келарям давалось два помощника. Иерусалимский устав вменял в числе прочих обязанностей келаря: положение хлебов на аналой для благословения на литии, их преломление и раздачу монастырской братии по чаше вина. В русских монастырях должность келаря была введена Феодосием Печерским и соответствовала порядку, принятому в греческих монастырях, с отличием лишь в том, что келарь являлся также трапезником.
Преподобные
Преподо́бные — в православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. Также в православии служит обращением к священнослужителю в иерейском сане.
Разряд преподобных стоит вторым после благоверных. Этот разряд святости появляется почти одновременно с появлением христианского монашества (в конце III - начале IV веков). Первыми преподобными в христианской церкви стали египетские и палестинские монахи-отшельники, положившие начало развитию института монашества (Павел Фивейский, Антоний Великий, Иларион Великий, Иоанн Прозорливый, Пахомий Великий и др.).
Послушник
Послу́шник, (послу́шница) — в русских православных монастырях лица, готовящееся к принятию монашества. Они ещё не дали монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят монашеской одежды. Исполняют разные послушания, т. е. всякие работы в Храме и по монастырскому хозяйству.
Отшельничество
Отше́льничество, анахоретство — аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места.
Отшельничество как спорадическое явление существовало в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (иудаизм, буддизм, даосизм и др.). В разное время встречались следующие типы нехристианской монашеской жизни: отшельники Сераписа в Египте; аскеты-буддисты; ессеи, жившие подобно монахам у Красного моря примерно в 150 г. до н. э.; иудейские аскеты, называемые терапевтами, жившие неподалеку от Александрии; гностики неоплатоновского толка; аскеты-приверженцы бога Митры.
|