Байъат. Взаимоотношения пира и мурида
Во времена Пророка (с.а.в.) ближайшие сподвижники, мусульмане именем Аллаха делали байъат, то есть давали обет верности сделать религию Ислам непоколебимой, создать своё правовое государство и общество, быть всегда покорными Пророку (с.а.в.),
в вере и благочестии следовать Священному Корану и благословенному Хадису и защищать Посланника Аллаха.
Всевышний Аллах благовестил:
Абдулгафур Раззак Бухари
Шейх Абдулгафур Раззак Бухари — исламовед, суфий, знаменитый каллиграф, знаток восточной классической литературы, народный целитель.
Абдулгафур Раззак Бухари в 1968 году поступил в Медресе Мир Араб, а в 1975 году закончил исламский институт им. Имама аль-Бухари в г. Ташкенте.
Более 30 лет преподаёт в медресе Мир Араб хадисы, фикх, суфизм, правила служения для имамов и каллиграфию. В настоящее время он является уполномоченным управления мусульман Узбекистана по Бухарской области.
А так же прекрасно владеет арабским языком и фарси, является автором трактата «Путь к духовному совершенствованию», а также совместно со своим учеником Комилджаном Рахимовым перевёл с арабского произведение Абдулкарима ас-Самъони «Ал-Ансоб» об учённых, живших на территории Узбекистана в VIII-XII веках.
Благородная цепь передачи сокровенной духовности (силсилаи шариф)
1. Предводитель Вселенной Мухаммад (с.а.в.) (571 - 632)
2. Хазрати Абу Бакр Сиддык (р.а.) (569 - 634)
3. Хазрати Салман Фарси (р.а.)
4. Хазрати Касым ибн Мухаммад (р.а.)
5. Хазрати Имам Джафари Садык (р.а.) (ум. в 766)
6. Хазрати Шайх Баязид Бистами (к.с.) (ум. в 875)
7. Хазрати Шайх Абул Хасан Харакани (к.с.)
8. Хазрати Шайх Абу Али Фармади (к.с.) (ум. в 1077)
9. Хазрати Шайх Юсуф Хамадани (к.с.) (1049 - 1141)
10. Хазрати Хаджа Абдулхалик Гиждувани (1103 - 1179)
11. Хазрати Хаджа Ариф Ревгари (к.с.) (ум. в 1317)
12. Хазрати Хаджа Махмуд Анжир Фагнави (к.с.) (у.м. в 1317)
13. Хазрати Хаджа Али Рометани (к.с.) (ум. в 1326)
14. Хазрати Хаджа Мухаммад Бобои Саммаси (к.с.) (ум. в 1354)
15. Хазрати Хаджа Амир Кулал (к.с.) (ум. в 1370)
Благословенные источники
Различные суфийские ордены в Исламе на протяжении веков, принимая различную форму, некоторые тарикаты отдавали предпочтение отказу от мира, жизни вдали от людей, отречению от мирских удовольствий, выбору уединения, жизни в пустыне, обособлению группами, бродяжничеству (каландары), отрицанию общепринятых правил, юродивости, безбрачию, существованию за счёт милостыни.
Однако, в отличие от них великие шейхи суфийского ордена Хаджаган хазраты Хаджа Юсуф Хамадани, Хаджа Абдулхалик Гиждувани, Хазрат Бахауддин Накшбанд (да сохранит Аллах их святые тайны) свой тарикат Хаджаган – Накшбандия основали в несколько другом виде.
Хаджа Юсуф Хамадани родился в 1049 году в Хамадане. Полное его имя – Абу Яъкуб Юсуф ибн Айюб Хамадани. Он, будучи основателем суфийского ордена Хаджаган-Накшбандия, был видным «мутасаввифом» ( идеологом суфизма), знатоком хадисов и «арифом», который с величайшей самоотверженностью принимал участие в распространении учения суфизма (тасаввуфа) в Центральной Азии. Он получил образование от таких учёных арифов, как Абу Исхак Ширази, Абу Али Фармади, Абдуллах Джувани, Хасан Симнони. Он добывал пропитание земледелием и шитьём обуви. Его учениками были четверо нижеперечисленные: Хаджа Абдуллах Бараки-Хорезми, Хаджа Хасан Андаки-Бухари, Хаджа Ахмад Яссави и Хаджа Абдулхалик Гиждувани. Хаджа Юсуф Хамадани скончался в 1141 году в возрасте 92 лет.
Воспитание нафса
«Нафс» – это самость человека, то, что называется «я сам». Нафс – оттиск духа. Нафс это не только есть-пить, одеваться, но это и злобность, невежество, заносчивость, стяжательство, воровство, корыстолюбие, взяточничество, зависть, жадность, честолюбие, похоть, гнев, скупость, лицемерие, деспотизм, жестокость.
Ахмад Яссави пояснял так:
«Нафс йулига кирган киши расво булур,
Йулдин озиб, тойиб, тузиб, гумрох булур,
Ётса, турса шайтон билан хамрох булур,
Нафсни тепгил, нафсни тепгил, эй бадкирдор».
«Вступивший на дорогу нафса будет посрамлён,
С пути прямого сбившись, оступившись,растрепавшись, будет из заблудших он,
И днём, и ночью станет он попутчиком шайтана,
Пинай свой нафс, шпыняй свой нафс, несчастный, беспрестанно».
Ахмед Яссави
Ходжа Ахмед Яссави - суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, умер в 1166 в городе Туркестан[1], один их первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире домонгольской эпохи.
Его биография достоверно не известна, однако о нём существует множество легенд. Его отец Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арслана-боб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани[2] (d. 1140).
Заповеди Ахмета Кунта-Хаджи Кишиева
1
Призывайте любить Всевышнего Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе. Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с людьми тем , чем одарит вас Всевышний. Остерегайтесь, что кто-то вам будет завидовать в богатстве. Пусть вам завидуют в учёности, справедливости и щедрости. Молитесь Аллаху, и не пристало ничего добытое чужим трудом, чужим потом. Такое — непреодолимая преграда на пути к тарикату.
Зикр и порядок его выполнения
Пророк (с.а.в.) говорят:
«Хафи (скрытый) зикр в семьдесят раз преимущественнее зикра джахри (громкого). Когда в Судный день будут измеряться благие дела каждого создания, больше всех вознаграждения удостоятся люди, делавшие скрытое вспоминовение.
Когда ангелы в изумлении воскликнут:
«О, Боже наш! В книге его добрых дел ведь записано так мало?»,
в ответ от Всевышнего Аллаха будет явлено:
«Это создание моё делало вспоминовение от сердца.
Об этом был осведомлён лишь Я один».
Из трактата «Миркот ул-мафотих»
Словарный смысл лова Зикр - вспоминовение, удерживание в сознании. О зикре имеется множество аятов (стихов Корана) и хадисов (высказываний Пророка (с.а.в.)). Всевышний Аллах говорит: فاسئلوا اهل الذكر إن كنتم لا تعلمون
И до тебя
Посланцами от Нас лишь люди были,
Которым Мы внушали (Откровенье);
И если этого не знаете вы сами,
Спросите тех, кому Писание дано (до вас)..
Сура «Пчёлы», 43-аят.
Руми
Мевляна Джалаледдин Мухаммед Руми ((перс. مولانا جلال الدین محمد رومی, турк.: Mevlânâ Celâleddin Mehmed Rumi ), известный обычно как Руми или Мевляна (30 сентября 1207, Балх, Афганистан — 17 декабря 1273, Конья, Турция) — выдающийся персидский поэт -суфий. Иногда его называли также Мевляна Джалаледдин Мухаммед Балхи (перс. محمد بلخى), по названию города Балха, откуда он родом.
Качества муршида, достойные подражания
Худжат ул-Ислам (Обоснование Ислама) Имам Абу Хамид Газзали назвал 5 приведённых ниже качеств муршида (учителя), которые достойны подражания: «Учёность, воздержанность, отсутствие у него любви к миру и к славе, известность в своей местности своей праведностью, наличие учёных среди его последователей. Если встретишь обладателя этих качеств, смело доверь ему воспитание своего «нафса». Он, во имя Аллаха, воспитает твой «нафс» и ты познаешь истину».
Кунта Хаджи
Кунта-Хаджи, сын Киши (Кишиев) (около 1830—1867), чеченский святой, пацифист, суфийский шейх, основатель зикризма.
Кунта родился в равнинном селении Мелча-Хи, в бедной семье, около 1830 года. Отца его звали Киши, мать Хеди. Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт, где и прошло детство Кунты. По преданию он рос тихим ребенком, любил уединение. Обучался арабскому, с юности стал исполнять зикр — исступленную пляску с пением, криками и кружением. В 18 лет Кунта ушел в хадж, во время которого вступил в суфийский орден Кадирия.
Мансур Халладж
Халладж (полное имя Абу Абдуллах ал-Хусайн ибн Мансур ал-Халладж Abu al-Mughith al-Husayn ibn Mansur al-Hallaj) — (858-26 марта 922), исламский богослов и мистик из южного Ирана (Фарс), представитель суфизма.
Детство и юность он провёл в Васите и Тустаре, где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (прозвище Халладж означает «чесальщик хлопка»). Халладж стал учеником известного суфия Сахла ат-Тустари и переехал вместе с ним в Басру. Позже, уже в Багдаде, его учителями были также выдающиеся мистики Амр ал-Макки и Джунайд. Вскоре Халладж женится, и у него рождается сын, которому, в основном, мы и обязаны сведениями об отце. Борясь против элитарности суфизма, он носил не суфийскую власяницу, а простой халат воина.
Нажмиддин Комилов
Нажмиддин Камилов – заведующий кафедрой “История государственности Узбекистана и религиоведение” Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, доктор филологических наук, профессор, исследователь суфизма.
Нажмиддин Камилов родился 05 октября 1937 года. C 1960 по 1965 год он учился на филологическом факультете Самаркандского Государственного Университета им. А. Навои.
Правила Ордена Накшбандия
Правила тариката, будучи степенью духовно-моральной зрелости, изложены в книге великого бухарского шейха Хазрата Абу Бакра Мухаммада ибн Исхака Калабоди (Гулободи) (ум. в 991 г.)
«Ат-таъаруф ли мазхабит тасаввуф »
«Представление пути тасаввуфа » в виде 17 правил:
1. Сабр صبر - терпение ко всем трудностям, выпавшим на долю.
2. Факр فقر - от всего сердца исполнять миссию создания Аллаха, однако, это не означает жить в нищете.
3. Тавозе تواضع - смиренность человека перед Аллахом; скромность.
4. Хавф خوف - страх человека отделиться от веры.
5. Такво تقوى - боязнь Аллаха; избегание запретного.
6. Ихлас إخلاص - вера от чистого сердца.
Муфтий Хазрат Усмонхон Алимов
Муфтий Хазрат Усмонхон Алимов— Председатель Управления мусульман Узбекистана.
Хазрат Усмонхан Темирович Алимов родился 01 января 1950 года в Иштиханском районе Самаркандской области в семье служащего. С 1957 по 1967 год он учился в 57-ой средней школе этого района, с 1982 по 1983 — в медресе «Мир-Араб» в Бухаре, а затем в 1983-1987 годах — в Ташкентском исламском институте имени Имама аль-Бухари.
С 1987 года Усмонхан Алимов служил имамом-хатибом мечети «Имам аль-Бухари» в Пайарыкском районе, затем прошёл обучение в университете «Каравийин» в Марокко, а, возвратившись с учёбы, продолжил служить имам-хатыбом Пайарыкской мечети.
|