Власяница
Власяни́ца, церков.-слав.
* 1) длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.
* 2) тоже, что и вре́тище, темного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.
В наше время власяниица - это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.
Ряса
Ря́са (от греч. ράσον, «вытертая, поношенная одежда») — верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов — длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, тёмного цвета. Для обихода в РПЦ существуют рясы, представляющие собой демисезонные и зимние пальто.
Камилавка
мила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.[1]
Первоначально — это шапка из верблюжей (греч. κάμηλ) шерсти, которую носили в странах Ближнего Востока для защиты от солнца (отсюда и название).
Камилавка иначе называлась скиадий (от греч. σκιά, «тень») и носилась византийским императором и его сановниками. Вскоре став головным убором священнослужителей, камилавка приобрела характерную форму (цилиндр без полей, расширенный кверху). С XV века камилавка (скиадион) начинает употребляться не только священниками, но и диаконами. Кроме того её начали изготовлять из более дорого материала. В греческой церкви камилавка даётся священнослужителеям при рукоположении и составляет неотъемлемую принадлежность священного сана.
Клобук
Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха (малосхимника), надеваемая на голову. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными краями) и чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов), прикреплённого к камилавке и заканчивающегося тремя длинными концами, спускающимися по плечам и спине до пояса. Время появления клобука в облачении монахов с точностью определить нельзя, но он появляется очень рано. Славянскому названию «клобук» у греков соответствует «наглавие». Современная форма камилавки позднего происхождения и взята русской церковью у греков в эпоху патриарха Никона (XVII в.).
Куколь
Ку́коль (лат. капюшон) - в Русской Православной Церкви с XVII века после реформ патриарха Никона - верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В последовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.
Помимо этого, куколь белого цвета с сионами носит Патриарх Московский и всея Руси. Также куколь являются частью небогослужебного облачения предстоятелей некоторых Поместных Православных Церквей, например Католикос-Патриарх всей Грузии.
Параман
Парама́н, анала́в (греч. добавление к мантии) – принадлежность облачения монаха великой схимы – небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и черепа Адама.
Мантия
В православии мантия является верхним одеянием для всех монашествующих как имеющих церковный сан (архиеерев, архимандритов, иеросхимонахов и др.), так и простых монахов (не ниже малосхимников). Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, у архимандритов и архиереев - со шлейфом,(у архиереев шлейф длиннее), покрывающую подрясник и рясу. Возникла как монашеское облачение в IV—V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.
Патерик
Патери́к (гр. πατεριχόν, или отеческая книга (гр. πατεριχόν βιβλίον), а также γεροντιχόν βιβλίον (старческая книга), λειμωνάριον (вертоград), в славянской книжности: отеческие книги, отечник, жанр аскетической литературы, сборник изречений св. отцов подвижников или рассказов о них.
Литература патериков развивается в IV—V вв., когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так наз. азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от св. Антония до св. Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων, т. е. изречения святых старцев), египетский патерик или История монахов в Египте (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из нее читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого Поста).
Посох (монашеский)
По́сох (монашеский), жезл — знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена. Различаются богослужебные — торжественные и богато украшенные посохи, и внебогослужебные — более простые. Навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов: 1) древняя форма, восходящая к VI в. в виде перевернутого якоря; 2) форма, распространившаяся в ХVI-ХVII вв. — в виде двух змей, извивающихся кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок — двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.
Подризник
Подри́зник — богослужебное облачение священника и архиерея — род стихаря — длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или жёлтого цвета, обычно шелковая. Подризник надевается архиереем и священником при совершении литургии.
Скуфья
Скуфья, скуфия — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменце).
Хитон
Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов. Хитон подпоясывался с напуском.
Епитрахиль
Епитрахи́ль (греч. επιτραχηλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и архиерея — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди епитрахиль сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать.
Чётки
Чётки (от др.-рус. чьтѫ — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: буддизме, индуизме, исламе, христианстве — используются для счёта прочитанных молитв, сохранения внимания и концентрации, задания ритма для непрестанной молитвы без счёта.
|