Суфи́зм
Суфи́зм (также тасаввуф: араб. تصوف) Происхождение слова суфий صوفي: Рядом со Священной мечетью Пророка (с.а.в.) некоторые беднейшие «асхабы» (последователи) жили на суфе (помосте). Поэтому их называли «ахли суффа» («люди суффы») или «асхабы суффы». Это историческое определение.
Суф صوف - шерстяная одежда, суфий же означает человек, одетый в шерстяную одежду, рубище. Традиционно суфии носили одежду из шерсти. Это явное определение.
Суфизм
Учение тасаввуфа (суфизм) осталось в наследие от пророков. Каждый великий пророк, очищая своё сердце «зикром» (вспоминовением) Аллаха, неукоснительно выполнял Его повеления и,трудясь своими руками, ел свою чистую предназначенную ему долю. К примеру, Адам (а.с.) занимался земледелием, Идрис - (а.с.) портняжным ремеслом, Давид (а.с.) - кузнечным делом, Моисей и Мухаммад (с.а.в.) были пастухами. Позднее Мухаммад (с.а.в.) стали заниматься торговлей.
Монашество же (аскетизм) Всевышний Аллах не повелевал, но люди сами выдумали его,
о чём Всевышний Аллах гласит:
И вслед за ними Мы других посланников послали,
За ними - Ису, сына Марйам,
Которому Евангелие дали.
И души тех, которые пошли за ним,
Мы пропитали состраданием и милостью (к собратьям).
Но жизнь монашескую,
Что они измыслили себе,
Мы не предписывали им.
Они же делали сие в угоду Богу,
Хотя это была не та угода,
Какую надлежало им блюсти.
Мы тем из них, которые уверовали (в Бога),
Послали должную награду.
Но стали многие из них
(Господнему Закону) непослушны.
Сура «Железо», 27-аят
Пророк (с.а.в.) говорят: لا رهبانيّة في الاسلام
«В Исламе монашества нет».
Ступени пути суфия
1. шариат — собрание божественных заповедей и исламских законов
2. тарикат — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)
3. марифат — познание Бога не умом, а сердцем
4. хакикат — полное постижение истины
В одном изречении Хаджи Ахмада Яссави говорится:
«Тот, кто дела свои вершит согласно шариату,
Свой эгоизм, отвергнув, шаг направит к тарикату,
Душой и сердцем устремившись в маърифат,
Лишь тот постичь сумеет тайны хакикат».
Ступени пути суфия
1. шариат — собрание божественных заповедей и исламских законов
2. тарикат — послушничество в роли мюрида при истинном суфийском шейхе (шейхе, ишане)
3. марифат — познание Бога не умом, а сердцем
4. хакикат — полное постижение истины
В одном изречении Хаджи Ахмада Яссави говорится:
«Тот, кто дела свои вершит согласно шариату,
Свой эгоизм, отвергнув, шаг направит к тарикату,
Душой и сердцем устремившись в маърифат,
Лишь тот постичь сумеет тайны хакикат».
Степени близости (святости)
Вали - ولي друг, во множественном числе авлиё أولياء, означает друзья. Авлиё – друзья Аллаха, те, кто обрёл Его довольство, люди, близкие к Аллаху. Они – возлюбленные и любимые Истинным Господом праведники, на которых пал Его взор, благочестивые, чудотворные и доверенные создания Его. Авлиё и после своей кончины, оказывая людям духовную помощь, являются в их сны, предупреждают людей о чём-либо или дают советы, делают предостережения.
Необходимо остерегаться высказывать разного рода отрицательные суждения об авлиё, использовать как орудие (средство) в корыстных целях, объявлять еретичеством посещение их могил или вознесение молитв за них.
Ханака
Ханака (Текке) (перс. خانگاه; араб. زاوية — завийа; бос. Tekija) — обитель дервишей; «суфийский монастырь». Помимо келий ханака включала в себя трапезную, мечеть и медресе. В ханаках останавливались ученики шейхов и паломники. В отличии от христианских монастырей процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей.
Известны случаи, когда ханака строилась каким-нибудь правителем или просто очень состоятельным человеком из желания совершить богоугодный поступок, прославив тем самым своё имя в истории страны. Например, ханака в Бухаре рядом с Ляби хаузом
Хаджи Бекташи
Хаджи Бекташи (1209—1271) — Туркменский суфий из Хорасана, основатель ордена бекташи. Возможно тюркского происхождения. Имя «бекташ» тюркское, ибо «бек» переводится как властитель, а «таш» — как камень.
Хаджи Бекташи родился в городе Нишапур. Детство и юность провел в Хорасане. В школе великого исламского ученного, Ахмеда Ясеви, изучал философию, социальные и естественные науки. После путешествий по территории Ирана, Ирака и Саудовской Аравии прибыл на территорию Анатолии, где поселился в населенном пункте Сулуджакарахёйюк ныне называемый Хаджибекташ. Хаджи Бекташи написал несколько работ по тасаввуф (мистицизму), из них наиболее известна и важна «Макалят».
Дух – божественная тайна
Дух, будучи сиянием божественной силы, считается одним из благодеяний Аллаха. Все существа живы благодаря духу:
если не остаётся духа, жизнь заканчивается. Абу Али ибн Сино говорит:
«Великий Господь создал левую полость из двух полостей сердца как место для духа и его прихода в существо, Он создал дух как верховое животное для телесных сил, они (силы) посредством духа распространяются в разные части тела.
Телесные силы, во-первых, имея отношение к духу, во-вторых, посредством духа растекаются в члены тела. (Господь) создал дух из утончённых и парообразных частей соков (элементов). Он (дух) приходит в существо божественным благоволением – «файз».
(Абу Али ибн Сино. Лекарства сердца. Т., «Фан», 1966, стр. 71).
Дервиш
Дервиш (перс. درویش — derviš — бедняк, нищий) то же, что и «каландар» или «календер» — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.
Разновидности дервишей
Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях («текие») под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв. В некоторых городах Средней Азии (напр. Бухара, Самарканд и др.) для проживания дервишей городские власти на казённые средства или частные пожертвования строили ханаку.
Шариат и тарикат, маърифат и хакикат
В одном изречении Хаджи Ахмада Яссави говорится:
«Барча ишни комил тутиб шариатга,
Бошдин кечиб, кадам куюб тарикатга.
Жону дилин мушток этиб маърифатга,
Хакикатнинг асрорига жуён булур».
«Тот, кто дела свои вершит согласно шариату,
Свой эгоизм, отвергнув, шаг направит к тарикату,
Душой и сердцем устремившись в маърифат,
Лишь тот постичь сумеет тайны хакикат».
Шейх Абдулазиз Мансур
Шейх Абдулазиз Мансур Дададжон оглы родился 14 апреля 1944 года в селении Миндон Ферганской области. В 1961 году он закончил среднюю школу, с 1964 по 1967 год проходил воинскую службу, а затем до 1975 года трудился в качестве рабочего в различных организациях
Алтыарыкского района Ферганской области и города Маргилана.
Абдулазиз Мансур закончил Ташкентский исламский институт имени Имама аль-Бухари, а также обучался в исламском университете «Умми Дурмон» в Суданской Арабской Республике
|