На месте, где располагались захоронения «Тали Бехиштиён» и «Дарвозаи Кавола», воздвигнута купольная мемориальная мечеть с прежним восстановленным названием «Дахмаи Бехиштиён» (Усыпальница обитателей Рая). Составлены списки похороненных здесь учёных, среди которых такие имена как Абдурахим курро Тараби, Халифа Мухаммад Хусайн, Мавлана Фахриддин Мухаммад аш-Шаристони, Мавлана Рукниддин Абдурахим аш-Шаристони, а также весь род Шаристани, Мавлана Сирожиддин Мухаммад аль-Казвини, Хаджа Абдуллах Бараки, Мавлана Джалалиддин Халаф Бухари, Шейх Абу Бакр Исхак Калабади, Хаджа Хасан Андаки, Мухаммад ибн Абу Бакр Бухари, Имам Садриддин, Имам Рукниддин Шахид Мавлана Насириддин, Мавлана Абдурахман Бухари, Хаджа Мухаммад Юсуф, Мухаммад Касым аль-Бухари Дарвозаи Оби, Хаджа Муким, Хаджа Гулрез, Ахмад Дониш и многие другие известные учёные.
Восстанавливается также разрушенное в советские времена кладбище сирых и бедных «Тали Гарибон». Выполнена резьба на новом надгробии великого учёного Абу Хафса Кабира (150-217 г.г. хижры), известного почётным титулом «Мудрейший Мавераннахра». Планируется возвести в чего честь величественный купол. Наконец, благоустроены святыни семи великих пиров. Созданы все условия для паломников.
В бухарском медресе «Улугбек» по инициативе хокима Бухарской области и под эгидой ЮНЕСКО вот-вот начнёт свою деятельность «Центр искусства каллиграфии Бухары». В этом медресе будут обучать будущих мастеров-книжников, по таким важнейшим специальностям, как: когозрез (изготовитель бумаги), хаттот (каллиграф), заххоб (художников по золоту), наккош (орнаменталист), лаввох (мастер по украшению заглавий и форзацев), пош (художник, наносящий золочёную пыль), мусаввир (миниатюрист) и саххоф (мастер обложки). Именно благодаря рукописям до нас дошло пятнадцативековое научно-литературное и историко-энциклопедическое наследие народов Центральной Азии.
Очевидно, что в процессе обучения, получения знаний, жизненных наблюдений у человека рождаются ценные суждения. Разумеется, есть такие моменты, на которых я остановился бы особо. Прежде всего, это то, что если соискатель избрал путь обретения знаний, он должен следовать ему преданно и верно, с полной самоотдачей, лишь для того, чтобы заслужить расположение Аллаха, а не для добычи званий, почестей и богатства. Как сказал Алишер Навои:
«Тот потеряет и себя, и свой народ,
Кто знанье средством возвышенья изберёт».
Также соискатель знания должен знать свою историю, глубоко знать научное наследие великих учёных. Ибо, познавший себя, познает своего Создателя. Человек должен быть всесторонне развит. Он должен знать и те области знаний, которые не имеют отношения к его профессии. Вместе с тем, нужно знать культуру, историю, обычаи народов мира, уважать их вероучения.
|