В уединеньи будь, но находясь среди людей».
4. «Хилват дар анджуман» خلوت در انجمن (Находясь среди людей, быть в уединении) الظّاهر للخلق و الباطن للحق то есть, внешней стороной быть с народом и с внутренней стороны быть с Истинным Господом; Хотя самому находиться среди людей, но помыслами и вспоминовением быть с Аллахом, как бы сидя в уединении. В достоверном Хадисе Всевышний Аллах гласит:
و من ذكرني في ملاء ذكرته في ملاء خير منهم
«Для того, кто, будучи среди людей, вспомянет Меня,
того Я вспомяну среди людей лучше их».
Общаясь с людьми, быть в собеседовании, разделять с ними их боль означает служить народу на пути снискания довольства Всевышнего Аллаха. В суфийском ордене Накшбандия уединение (отшельничество) особо не поощряется.
Как констатирует Алишер Навои:
«Десанг хилватим анжуман булмасун,
Керак анжуман ичра хилват санга».
«Уединенью твоему толпа чтоб не сумела помешать,
Сумей в толпе людей уединенье сохранять».
Вышеупомянутым четырём источникам-«рашха» положил основу Хаджа Юсуф Хамадани.
«Бу турт иш Билан рубъи маскун аро,
Чолинмок не тонг куси давлат санга».
«Когда четыре эти практики освоишь,
Узнаешь цену миру и чего в нём стоишь».
(Алишер Навои)
5. «Ёд кард» ياد كرد (Вспоминание) - ни на миг не оставляя калб-сердце вне вспоминовения Аллаха, будучи осведомлённым об Аллахе, делать зикр, то есть «Даст ба кору, дил ба ёр» (Руки – работе, сердце - Возлюбленному).
Всевышний Аллах говорит:و اذكر ربّك إذا نسيت
23.
И (никогда) не говори (о совершении) чего-то:
"Я это завтра совершу",
24.
При этом не добавив:
Если на то будет Господня воля.
А если все-таки забудешь,
То вспомни Бога своего и (сразу же) скажи:
Быть может, мой Господь меня приблизит
К пути прямому, (что лежит к познанию сего).
Сура «Пещера», 23-24 аят.
Переход от зикра, произносимого языком к зикру, произносимому сердцем.
В суфийском ордене Накшбандия метод этого зикра следующий: Человек, сконцентрировавшись, представляет себя находящимся перед душой своего шейха, закрывает глаза и рот, прилепляет язык к нёбу, сцепляет зубы, с почтением воспроизводит
сердцем зикр «калимаи тавхид».
6. «Боз гашт» باذ كشت (Возвращение) – памятование о нашем предстоящем возвращении к Аллаху, возвращение к Аллаху в сердце, произнесение делающим зикр (закиром) языком либо в сердце после произнесения - Ля илаха иллаллах – لا إله إلاّ الله «Нет бога, кроме Аллаха» формулы «Илахи анта максуди ва ризока матлуби» الهي أنت مقصودي و رضاك مطلوبي (Боже, Ты – моя цель и моё желание – довольство Твоё).
Ибо калима «Боз гашт», удаляя из памяти человека плохие либо хорошие помыслы, делает зикр объективным; Памятование смерти (робитаи мавтия), памятование о возвращении к Аллаху.
В аяте сказано:إنّا لله و إنّا إليه راجعون
И об убитых на пути Господнем
Не говорите, что они мертвы.
Нет! Они живы, -
Но этого постичь вам не дано.
Сура «Корова», 154-аят.
В другом аяте сказано: كلّ نفس ذائقة الموت ثمّ إلينا ترجعون
Ведь всякая душа познает смерти вкус,
И к Нам вам надлежит вернуться.
Сура «Паук», 57-аят.
7. «Нигохдошт» نكاه داشت (Сохранение) – наблюдение за помыслами и воспоминаниями в сердце; необходимость для соискателя хотя бы час-два или более того не отпускать память и мысли на посторонние вещи, не допускать рассеянности в мыслях и не вспоминать о чём-либо постороннем, удерживать внимание от вещей, отвлекающих от зикра – вспоминовения Аллаха.
Всевышний Аллах говорит:رجال لا تلهيهم تجارة و لا بيع عن ذكر الله و إقام الصّلاة و إيتاء الزّكاة
Люди, которых ни торги и ни продажа
Не отвлекли от поминания Аллаха,
(Не уклонили) от часов молитвы,
От милостыни на очищение (не увели).
Они страшатся только Дня,
Когда (от ужаса) их взоры и сердца перевернутся
Сура «Свет», 37-аят.
|