Аскеза
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 07:30:24
Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение») — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей, либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика широко распространена во всех типах традиций и культур.
Происхождение

Первые аскетические упражнения появились ещё в эпоху примитивных обществ и были связаны с подростковой инициацией, то есть приобщением подростков к миру взрослых. Инициация зачастую включала в себя весьма болезненные испытания: нанесение ритуальных шрамов, выбивание некоторых зубов и т. д. Шаманские же посвящения были ещё более жестокими. Посвящаемого ввергали в коматозное состояние, чтобы после этого он «родился заново».

[править] Принципы

Двумя основными принципами строгой аскезы являются безбрачие (целибат) и отказ от мирских благ. Многие аскеты включали в это и отказ от соблюдения личной гигиены — никогда не мылись, не стригли волосы и ногти и ходили в рубище. Элементы же умеренного аскетизма (вегетарианство, отшельничество) вошли в практику многих индусских культов и буддизма. В ритуальную практику монотеистических религий обязательно входят посты — ограничение или отказ от пищи в течение определённого периода времени.

[править] Индуизм

В Древней Индии обретение могущества и высокого статуса путём аскезы — Тапас было исключительной привилегией брахманов. Всем прочим кастам это запрещалось, а нарушители подвергались наказаниям.[источник?] Аскеза считалась верным способом достичь сверхъестественных сил и даже обрести могущество, позволяющее встать вровень с богами. По легенде, бог богатства Кубера не родился богом, а стал им после многих лет сурового подвижничества. Индийские аскеты практиковали весьма экстремальные формы самоистязания — месяцами держали руки над головой или стояли на одной ноге

[править] Буддизм
Будда в аскезе — изображение в лаосском храме
Будда в аскезе — изображение в лаосском храме

В 29 лет Гаутама Будда присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою. После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, он расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни и проводить медитации другим способом.

Он пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Этот эпизод в жизни Будды часто рисуют на картинах, рассказывающих его биографию, в храмах.

Отдельные школы буддизма, однако, используют аскетические практики - (Бхикшу) в монастырской жизни. В частности — японская школа тэндай. Аскетизм встречается также в синкретических школах на базе буддизма — например, сюгэндо.
Иудаизм

* В целом Иудаизм отрицает аскетизм
* Однако имеются течения, которые признают аскетизм:
o Эссеи,
o Терапевты
o Кумранская община
o Назореи
o Рехавиты и др.

[править] Античная религия, философия

* Киники
* Диоген
* Стоицизм

[править] Ислам

В исламе аскетизм практикуют Дервиши, Суфисты и др.

[править] Христианство

Aскетика является богословским предметом, задачей которого состоит раскрытие смысла и содержание христианского подвига, который заключаеся в словах Иисуса Христа: "Возми свой крест и иди за мной"

Изучение законов развития и роста христианской жизни в личности и составляет предмет Аскетики, как науки. Аскетика в общем своем определении есть наука о подвижничестве или о том, как путем подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни.

Аскетика имеет "своим предметом выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности". Сущность Аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о спасении, учения о способах и средствах усвоения спасения, совершенного Иисусом Христом.

[править] Мирской аскетизм

* В протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется мирской Аскетизм, По мнению Маркса «… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости»

[править] Критика и отрицание Аскетизма

* В целом Иудаизм отрицает аскетизм. Однако имеются течения, которые признают аскетизм.
* Религия Бахаи отрицает аскетизм.

[править] Эпоха возрождения

* Боккаччо, Джованни

[править] Атеизм, Марксизм - Ленинизм

«АСКЕТИЗМ (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний („умерщвление плоти“) как средство достижения религиозных или этических целей.… В антагонистическом обществе религиозный аскетизм имеет классовый смысл.

Возведение церковью аскетизма в принцип добродетели уводит народные массы от борьбы за улучшение их материального положения, умаляет в их глазах значение собственности, которой обладают господствующие классы в эксплуататорском обществе.

В эпоху первоначального накопления капитала буржуазные религии отвергали Аскетизм (в первую очередь как „отрешение от мира“), в протестантизме (лютеранство, кальвинизм, пуританизм) формируется т. н. мирской Аскетизм, „… весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости“

С развитием производительных сил и ростом революционности пролетариат постепенно освобождается от религиозно-аскетической идеологии; плебейско-пролетарский Аскетизм, поскольку он остаётся религиозным, вырождается в мелкобуржуазную идеологию и поддерживается главным образом в сектантстве. Проповедь Аскетизма, которая ведётся сектантскими элементами в революционном движении некоторых стран, отличающихся особенно низким жизненным уровнем населения, противоречит коммунистической морали. Отдавая должное революционной самоотверженности, стойкости и героизму в борьбе за социальный прогресс, за коммунизм, марксистско-ленинская этика отвергает попытки умалить ценность земной жизни, игнорировать задачи достижения полного удовлетворения духовных и материальных потребностей личности на базе социализма и коммунизма. Коммунистической идеологии, ставящей целью всестороннее и гармоничное развитие человека, Аскетизм глубоко чужд». Большая Советская Энциклопедия