Абдулгафур Раззак Бухари
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 09:23:24




Шейх Абдулгафур Раззак Бухари — исламовед, суфий, знаменитый каллиграф, знаток восточной классической литературы, народный целитель.

Абдулгафур Раззак Бухари в 1968 году поступил в Медресе Мир Араб, а в 1975 году закончил исламский институт им. Имама аль-Бухари в г. Ташкенте.

Более 30 лет преподаёт в медресе Мир Араб хадисы, фикх, суфизм, правила служения для имамов и каллиграфию. В настоящее время он является уполномоченным управления мусульман Узбекистана по Бухарской области.

А так же прекрасно владеет арабским языком и фарси, является автором трактата «Путь к духовному совершенствованию», а также совместно со своим учеником Комилджаном Рахимовым перевёл с арабского произведение Абдулкарима ас-Самъони «Ал-Ансоб» об учённых, живших на территории Узбекистана в VIII-XII веках.

В настоящее время Шейх является Имам-хатибом мечети Бахоуддина Накшбанда

Биография
Общеизвестно, что гузар Хаджа Зайниддин города Бухара издревле славился как колыбель мудрости и знаний, место, где пестовались великие учёные. Именно в этом гузаре появилась на свет такая выдающаяся личность как Имам Аль-Бухари, известный мировому сообществу почётными титулами «Предводитель мухаддисов», «Факих Мавераннахра», «Учитель мира». Поэтому, наверное, этот гузар Бухары выделяется среди других своей элитарностью, изобилием и большим числом вышедших отсюда учёных-интеллектуалов. Ваш покорный слуга Абдулгафур Раззак Бухари родился в гузаре Хаджа Зайниддин 17 августа 1950 года в семье ремесленника-интеллигента и был вскормлен и сформирован духом этого квартала. Семеро муфтиев Бухары произросли из этого квартала. Множество религиозных деятелей родом из этого квартала. Мне думается, что здесь есть некая нить преемственности, тянущаяся от великих предшественников.

Дом, в котором я родился, был местом, где собирались образованнейшие учёные для религиозно-нравственного и морально-просветительского общения и воспитания. Причиной этого был мой покойный дедушка Усто Остон-медник – истово верующий, убеждённый мусульманин, прославленный мастер-ремесленник своего времени. В Бухаре не было человека не знавшего деда. Моя покойная бабушка Розиябону, также получившая образование в религиозной школе, читала Хафтияк, Коран, Чор Китаб, декламировала наизусть классические газели Хаджи Хафиза, Алишера Навои, Бедиля, Фузули. Невозможно переоценить их заслуги в воспитании благочестия и моём становлении.

Начальное образование я получил в средних школах №7 и №15 города, затем получил аттестат зрелости в вечерней школе №6 имени Ахунбабаева. Днём же я работал в камнерезной мастерской, осваивая профессию резчика по мрамору. В 1970-72-х годах проходил службу в рядах армии.

В нашем доме каждую неделю собирались мудрейшие учёные Бухары – Абдулкадыр Караматуллах Саббок, Кари Гулямкадыр, Сулейманхаджа Арифи, Хаджи Марданкул – Хаджи Мархабо Маснавийхон, которые читали священный Коран, тафсиры (толкования), благословенные предания о Пророке, фикх (мусульманское право), акоид (богословие), беседовали о каллиграфии, истории, проводили литературные чтения по произведениям Хафиза, Навои, Бедиля, Фузули. Естественно, что всё это делалось тайно. По одежде собравшихся никто бы не назвал их религиозными духовными деятелями. Я заваривал для них чай, обслуживал их. В моём сознании навсегда запечатлелись научные диспуты, просветительские уроки того времени, они словно впечатались в мою память.

Благодаря урокам, усвоенным мной в детстве от великих мудрых учителей, в 1968 году сбылась мечта всей моей жизни – я удостоился чести поступить учиться в медресе Мир Араб. В медресе я обучался у Шахобиддина Кари, Мухторджона - домла, Хаджи Абдуллатифа - домла из Намангана, Нуруллаххана Кари. По возвращении с воинской службы в 1973-75 годах я учился в Ташкентском исламском институте имени Имама Аль-Бухари. Там я удостоился чести учиться у муфти Зиёвуддинхана, шейха Исмаила Махдума, шейха Юсуфхана Шакира, шейха Абдулгани Абдуллаха, Шоикрама Кари, Фазылджана Кази.

При Советах политика в отношении религии была очень жёсткой. Обучать и учиться богословским наукам запрещалось. Помнится, мой покойный учитель хазрат Кари Гулям часто, практически 2-3 раза в неделю приходил к нам и вёл с моим дедом беседы на духовно-просветительские и научно-литературные темы. В один из дней дедушка сказал хазрату Кари Гуляму: « Вы бы научили наше дитя читать Коран, писать». Учитель глубоко задумался, а затем со слезами на глазах сказал мне: «Сынок, то, что ты решил изучать писание Аллаха, это благое дело. Однако у меня есть одно условие: никто не должен знать, что я учил тебя. Ты знаешь, мне уже скоро 80 лет. Эти Советы не щадят ни старого, ни малого. Если сейчас я не обучу тебя богословию, завтра Всевышний Аллах упрекнёт меня, мол, почему не дал знаний такому-то моему созданию. Ради снискания довольства Аллаха и наставления тебя на путь истины я, так и быть, буду учить тебя, но прошу тебя, дитя моё, не подведи, пусть об этом не знает никто».

Да, в советские времена нелегко было получить религиозные знания. Уроки учителей мы получали тайно. У наставника Кари Гуляма я учился чтению Корана нараспев, истории, каллиграфии, истории Бухары и медресе, астрономии, Чор Китоб (Четырёхкнижие) и множеству других вещей. Этот человек был «Живой энциклопедией истории». Невозможно счесть чудесных достоинств и совершенств, оказанных мне учителем. Также я обучался правилам чтения – кироат, тафсиру, суфизму, фикху и правилам письма у Сулейманхаджи Арифи; у Бокиджана Махдума (ум. в 1972) наукам каллиграфии, суфизма; у Гулямджана Изоми (1890-1991) (ученика домла муфти Икромча, Абдуллохбека) письму, суфизму, истории, чтению рукописей. Домла Изоми работал в медресе Мир Араб научным руководителем, осуществлял выполнение учебного плана медресе. Мирза Мухаммаджан (ученик Садриддина Махдума) и Кари Ахмад (ученик Абдуллаха Савдо) учили меня искусству каллиграфии и китобата (искусство создания книг). Всему этому мы обучались скрытно, сохраняя тайну.

Одну вещь хочу подчеркнуть особо: всем духовным и светским наукам я обучался в медресе, подведомственных Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана (ныне Управление мусульман Узбекистана). Причина тому – образовательная структура духовного управления соответствует требованиям времени и является очагом, дающим духовные и светские знания. Знаю арабский, персидско-таджикский и русский языки. Без затруднений читаю древние рукописи.

Благодарения Всевышнему Аллаху, благосклонной милостью моих великих учителей вот уже на протяжении более 30-ти лет преподаю в медресе Мир Араб такие науки как хадис, фикх, тасаввуф, хаттоба, каллиграфию. Вместе с этим более 30-ти лет служу имамом-хатыбом в соборных мечетях Хаджа Зайниддин, Мачити Калян, Бахауддин Накшбанд. С 1997 года я представитель Управления мусульман Узбекистана в Бухарской области.

С обретением республикой суверенитета началась моя научная деятельность. В 1992 году я исполнил письмом «насталик» 1001 хадис для книги «Повесть пророка Мухаммада. хадисы», повесть «Шейх Санъон» для книги Абдулкаххара Шоши «Мифтох- уль Кироа» («Ключ к напевному чтению»). В 2003 году вместе с моим талантливым учеником Комильджоном Рахимовым перевёл с арабского на узбекский язык главу об узбекских учёных VIII-XII веков из знаменитого трактата Абдулкарима ас-Самани «Аль Ансаб» («Генеалогия») (Издательство «Бухоро», 2003). Являюсь автором трактата «Тарикатга йулланма» («Введение в суфизм») (Т., «Мовароуннахр», 2003), «Хуснихат дурдоналари» («Жемчужины каллиграфии») (Т., «Мовароуннахр», 2008) и более 20-ти публикаций. В 2005 году в московском научном журнале «Духовно-нравственное воспитание» опубликована статья «Подарок пророка». Также в журнале «Имом Бухорий сабоклари» в №1 за 2006 г. и №1 за 2007 г. Напечатана моя статья «Мозийдан садо» («Эхо из музея»), в № 2 за 2007 Г. журнале «Бухоро мавжлари» (« Лучезарность Бухары») были опубликованы материалы об Имаме Бухари, Мирзо Салимбеке, Гайби Вабкенди и о тарикате Накшбандия. В 2007 году в ряде номеров популярной египетской газеты «Аль Масаийя» опубликовано около десяти моих статей, в том числе «Бухара – оазис хадисоведов и земля передатчиков хадисов», «Мир Араб – гордость учёных и правителей», «Орден Накшбандия: сущность и основа», «Последователи духовного пути Накшбандия, жившие в Бухаре в XIX-XX веках». В декабре 2007 года в газете «Узбекистон овози» была опубликована большая статья «Тысячелетнее культурное наследие или один взгляд на историю искусства каллиграфии» (в соавторстве с К. Рахимовым). 12-25 декабря стал участником и лауреатом смотра каллиграфии «Сияющие письмена», организованного Центром науки и образования Арабской Республики Египет в Ташкенте. Сейчас подготовили к печати и ждём выхода в свет альбома «Искусство каллиграфии и миниатюры Востока (VII-XXI века)» на узбекском, русском, английском и французском языках. В содружестве с У. Увватовым, М. Комиловой и К. Рахимовым завершили работу над переводом книги иорданского историка Эхсона Зуннуна Абдуллатифа Ас-Сомири «История культуры города Бухара (VI-X в.в.)». Надеюсь, в скором времени наши книголюбы насладятся этим бесценным произведением.

В Бухаре проделана и продолжается беспримерная по масштабам работа по возвращению народу наследия великих учёных. Безусловно, в этой благородной работе неоценим вклад хокима Бухарской области, сенатора Олий Маджлиса Республики С.К. Хусенова. К примеру, по инициативе хокима области был воссоздан и благоустроен мавзолей жившего в Бухаре в ХIV- XV веках святого, создавшего прекрасные стихи на арабском, персидско-таджикском, узбекском языках, выдающегося суфия, получившего славу как «Величайший Мавераннахра». Во славу хазрата воздвигнут величественный купол, мне посчастливилось делать надпись на надгробном камне. Вокруг мавзолея разбит цветник и благоустроена территория.

Беспрецедентные по масштабам строительные работы были проведены на святыне великого представителя тариката Хаджаган-Накшбандия, шестого из семи бухарских пиров, учителя Хаджи Бахауддина Накшбанда Хазрата Саида Амир Кулала (680-772/ 1282-1372). Этот святой – чудотворец, прославленный во всём исламском мире как «Шайх уш-шуюх» (Шейх шейхов), «Раису арбоб ут-тасаввуф» (Предводитель суфийских деятелей), «Султон ут-тарикат» (Султан духовного пути), «Бурхон ул-хакикат» (Свидетельство истины), «Муршид ус-соликин» (Мастер соискателей), «Сайид ул-орифин» (Величайший из просветлённых), «Шараф ул-Мустафавин» (Прославленный из рода Пророка), «Хазрат бо рифъат» (Хазрат высочайшей степени). Над могилой хазрата возведён величественный голубой купол в бухарском стиле. На мраморном надгробии мы с учениками выполнили резьбу и надписи. Перед мечетью строится минарет в традиционном архитектурном стиле. Святыня благоустроена и озеленена, что по достоинству оценили наши земляки и зарубежные гости – паломники.

На месте, где располагались захоронения «Тали Бехиштиён» и «Дарвозаи Кавола», воздвигнута купольная мемориальная мечеть с прежним восстановленным названием «Дахмаи Бехиштиён» (Усыпальница обитателей Рая). Составлены списки похороненных здесь учёных, среди которых такие имена как Абдурахим курро Тараби, Халифа Мухаммад Хусайн, Мавлана Фахриддин Мухаммад аш-Шаристони, Мавлана Рукниддин Абдурахим аш-Шаристони, а также весь род Шаристани, Мавлана Сирожиддин Мухаммад аль-Казвини, Хаджа Абдуллах Бараки, Мавлана Джалалиддин Халаф Бухари, Шейх Абу Бакр Исхак Калабади, Хаджа Хасан Андаки, Мухаммад ибн Абу Бакр Бухари, Имам Садриддин, Имам Рукниддин Шахид Мавлана Насириддин, Мавлана Абдурахман Бухари, Хаджа Мухаммад Юсуф, Мухаммад Касым аль-Бухари Дарвозаи Оби, Хаджа Муким, Хаджа Гулрез, Ахмад Дониш и многие другие известные учёные.

Восстанавливается также разрушенное в советские времена кладбище сирых и бедных «Тали Гарибон». Выполнена резьба на новом надгробии великого учёного Абу Хафса Кабира (150-217 г.г. хижры), известного почётным титулом «Мудрейший Мавераннахра». Планируется возвести в чего честь величественный купол. Наконец, благоустроены святыни семи великих пиров. Созданы все условия для паломников.

В бухарском медресе «Улугбек» по инициативе хокима Бухарской области и под эгидой ЮНЕСКО вот-вот начнёт свою деятельность «Центр искусства каллиграфии Бухары». В этом медресе будут обучать будущих мастеров-книжников, по таким важнейшим специальностям, как: когозрез (изготовитель бумаги), хаттот (каллиграф), заххоб (художников по золоту), наккош (орнаменталист), лаввох (мастер по украшению заглавий и форзацев), пош (художник, наносящий золочёную пыль), мусаввир (миниатюрист) и саххоф (мастер обложки). Именно благодаря рукописям до нас дошло пятнадцативековое научно-литературное и историко-энциклопедическое наследие народов Центральной Азии.

Очевидно, что в процессе обучения, получения знаний, жизненных наблюдений у человека рождаются ценные суждения. Разумеется, есть такие моменты, на которых я остановился бы особо. Прежде всего, это то, что если соискатель избрал путь обретения знаний, он должен следовать ему преданно и верно, с полной самоотдачей, лишь для того, чтобы заслужить расположение Аллаха, а не для добычи званий, почестей и богатства. Как сказал Алишер Навои:

«Тот потеряет и себя, и свой народ,
Кто знанье средством возвышенья изберёт».

Также соискатель знания должен знать свою историю, глубоко знать научное наследие великих учёных. Ибо, познавший себя, познает своего Создателя. Человек должен быть всесторонне развит. Он должен знать и те области знаний, которые не имеют отношения к его профессии. Вместе с тем, нужно знать культуру, историю, обычаи народов мира, уважать их вероучения.