О духовном руководстве
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 07:47:06
60. Ради духовного преуспевания каждый насельник обители должен почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.
61. Братия не должна ничего особенного предпринимать по своей только мысле и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном делании не повредило общего благого дела спасения души.
62. Если кто из братии оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовию простить обидевшего.

63. Насельники обители Преп. Александра должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, уподобляясь нашему небесному Авве Александру, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрении вины. Виновный же, получая епитимью, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.
64. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

65. Относительно поклонов монастырь руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: “Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник, и виновный не должны смотреть на сие, как наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным.

Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтоб он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению”.