Благословенные источники
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 09:18:41
Великий представитель мира суфизма (тасаввуфа) Хаджа Абдулхалик Гиждувани, родившись в благочестивой гиждуванской семье, получил образование в Гиждуване, затем в Бухаре. В возрате 22 лет встретившись в Бухаре с Хаджой Юсуфом Хамадани, он в совершенстве усвоил от него учение тариката Хаджаган. Внеся в развитие этого тариката огромный вклад, он воспитал тысячи учеников. Он был также наставником через посредство духовной связи Хазрата Бахауддина Накшбанда. Прославленный почётным званием Хаджаи Джахан (Хаджа Вселенной) этот благословенный человек скончался в Гиждуване в 1179 году.

Основатель суфийского ордена Накшбандия удостоенный таких званий как «Бахо ул-Хак» («Свет Истинного Господа»), «Баха уд-дин» («Светоч Религии»), великий бухарский шейх, суфий Мухаммад ибн Мухаммад Накшбанд Бухари (1318 – 1389 г.г.). Он на основании учения Хаджи Юсуфа Хамадани, Хаджи Абдулхалика Гиждувани положил начало тарикату Накшбандия. По причине того, что он занимался ремеслом нанесения узоров, емудали прозвище «Накшбанд» («Накш» - узор, орнамент, «банд» - наносить (перс.)). Вторая причина дачи прозвища «Накшбанд» в том, что своими благословенными руками, выткав на ткани золотыми нитями калиму «Ля иляха иллаллах, Мухаммадур расуллуллах» لا إله إلاّ الله محمّد رسول الله , повесил на стену, смотрящую на «кыблу» (сторону Мекки) и, глядя на неё, делали зикр. При этом из неё распространился божественный свет, который запечатлелся на его сердце.
Поэтому в учении суфийского ордена Накшбандия говорится: «Накш банд бар дил банд» - «Имя Аллаха запечатлей узором на сердце своём». Своей основной целью они сделали следование Священному Корану, Благословенному Хадису, суннатам Пророка (с.а.в.) и его благородных сподвижников, возрождение их («ихъё ус-сунна»). Опираясь на масхаб Имама Аъзама, акиду Абу Мансура Матуриди, достоверные книги Имама Бухари и великих мухаддисов, создали своё учение. В предшествующих тарикатах было общепринято и распространено произносить зикр Аллаха громким голосом (джахри зикр).
В тарикате Накшбандия зикр не произносится вслух так, чтобы кто-либо мог услышать.
Ибо в Священном Коране Всевышний Аллах благовестил: أدعوا ربّكم تضرّعا و خفية
Взывайте к вашему Владыке со смирением и втайне, -
Аллах не любит тех, кто преступает
(Пределы, установленные Им).
Сура «Преграды», 55-аят

Пророк (с.а.в.) говорят:الذكر الخفي افضل من الذكر الجلي «Скрытый (хафи) зикр предпочтительнее громкого (джали) зикра». Поэтому хафи зикр (скрытый, идущий от сердца) не притворный. Постоянная занятость сердца зикром Аллаха одна из основных целей практикования этого священного аята и хадисов. Отсюда 11 благословенных источников-«рашха» (божественных мудростей, определяющих образ жизни человека), которые составляют сущность Накшбандия.
Кроме этого тарикат Накшбандия строится на следующих 4-х основах:
1. Очищение внешнего шариатом.
2. Очищение внутреннего мира тарикатом.
3. Близость к Аллаху через маърифат.
4. Достижение Аллаха через хакикат.

В каждом источнике - «рашха» подоплекой являются аяты и хадисы, эти «рашха» основаны на них.
Они нижеследующие:
1. «Хуш дар дам» هوش در دم (Ум в сердце, дыхании) «хуш» - ум, «дам» - дыхание. Основа дыхания – сердце. Пророк (с.а.в.) говорят: العقل في القلب «Ум в сердце». Каждое исторгаемое нами дыхание не должно быть невежественным, но должно быть осознанным и приносящим усладу. То есть, каждое дыхание от выдоха до вдоха должно быть с памятью об Аллахе.
Всевышний Аллах гласит: و هو معكم أينما كنتم
Он - Тот, Кто небеса и землю сотворил
За шесть (небесных) дней
И утвердил Свое державие на Троне.
Он знает, что уходит в землю
И что выходит из нее;
Он знает, что нисходит с неба
И что стремится к небесам.
И где б вы ни были, всегда Он с вами
И зрит незримо все, что делаете вы.
Сура «Железо», 4-аят)
Следовательно, с тем, кто не забывает об Аллахе, то есть, осознаёт каждое дыхание, с тем пребудет Аллах. Принцип «Хуш дар дам» Алишер Навои воспел так:
«Дамингдин йирок тутмагил хушни,
Ки юзланмагай хар дам офат санга».

«Чтобы напастей на пути не повстречать,
Ум от дыханья ты не должен отдалять».

2. «Назар дар кадам» نظر در قدم (Взгляд на шаг). Смысл этого أن لا يمشي في معصية الله Не вступать на путь, ведущий к греховности перед Аллахом, не ходить по нему (пути), обдумывать свой шаг. Всевышний Аллах гласит:

أفمن يمشي مكبّا علي وجهه أهدي أمّن يمشي سويّا علي صراط مستقيم
Кто ж лучший проводник -
Кто, пресмыкаясь, бьет челом о землю
Иль тот, кто шествует по праведной стезе?
Сура «Власть», 22-аят

В другом священном аяте говорится: و لا تمش في الأرض مرحا
И не ходи ты горделиво по земле -
Тебе ее не разверзти на части
И гор по росту не достичь
Сура «Ночной перенос», 37-аят

Каждый шаг, не забывая Аллаха, отдавать отчёт за совершённые поступки.
«Назарни кадамдин йирок солмагил,
Бу йул замин гар булса рагбат санго».

«Ты взор от поступи своей не должен отдалять,
Коль почву под ногами на Пути не хочешь потерять».
(Алишер Навои)

3. «Сафар дар ватан» سفر در وطن (Путешествие по Родине) путешествие, переход соискателя-салика от человеческих качеств к ангельским качествам, от плохих качеств (гордыня, зависть, , лицемерие, жадность) к хорошим качествам (любовь, вера, правдивость, убеждённость в вере); находясь на своей Родине, путешествовать мысленно.
Пророк (с.а.в.) говорит: كن في الدّنيا كأنك عابر سبيل «Будь в мире как странник-путешественник».
Алишер Навои говорит: «Ватан ичра сокин булуб сойир ул, Сафардин агар булса мехнат санга». «По Родине своей ты скромной поступью иди, Коль хочешь пользу обрести в пути».
«Мусофир бул, аммо Ватан ичра бул,
Тила хилвату анжуман ичра бул».

«Ты путешествуй, но по Родине своей,
В уединеньи будь, но находясь среди людей».

4. «Хилват дар анджуман» خلوت در انجمن (Находясь среди людей, быть в уединении) الظّاهر للخلق و الباطن للحق то есть, внешней стороной быть с народом и с внутренней стороны быть с Истинным Господом; Хотя самому находиться среди людей, но помыслами и вспоминовением быть с Аллахом, как бы сидя в уединении. В достоверном Хадисе Всевышний Аллах гласит:

و من ذكرني في ملاء ذكرته في ملاء خير منهم
«Для того, кто, будучи среди людей, вспомянет Меня,
того Я вспомяну среди людей лучше их».
Общаясь с людьми, быть в собеседовании, разделять с ними их боль означает служить народу на пути снискания довольства Всевышнего Аллаха. В суфийском ордене Накшбандия уединение (отшельничество) особо не поощряется.
Как констатирует Алишер Навои:
«Десанг хилватим анжуман булмасун,
Керак анжуман ичра хилват санга».

«Уединенью твоему толпа чтоб не сумела помешать,
Сумей в толпе людей уединенье сохранять».

Вышеупомянутым четырём источникам-«рашха» положил основу Хаджа Юсуф Хамадани.
«Бу турт иш Билан рубъи маскун аро,
Чолинмок не тонг куси давлат санга».

«Когда четыре эти практики освоишь,
Узнаешь цену миру и чего в нём стоишь».
(Алишер Навои)

5. «Ёд кард» ياد كرد (Вспоминание) - ни на миг не оставляя калб-сердце вне вспоминовения Аллаха, будучи осведомлённым об Аллахе, делать зикр, то есть «Даст ба кору, дил ба ёр» (Руки – работе, сердце - Возлюбленному).
Всевышний Аллах говорит:و اذكر ربّك إذا نسيت
23.
И (никогда) не говори (о совершении) чего-то:
"Я это завтра совершу",
24.
При этом не добавив:
Если на то будет Господня воля.
А если все-таки забудешь,
То вспомни Бога своего и (сразу же) скажи:
Быть может, мой Господь меня приблизит
К пути прямому, (что лежит к познанию сего).
Сура «Пещера», 23-24 аят.
Переход от зикра, произносимого языком к зикру, произносимому сердцем.
В суфийском ордене Накшбандия метод этого зикра следующий: Человек, сконцентрировавшись, представляет себя находящимся перед душой своего шейха, закрывает глаза и рот, прилепляет язык к нёбу, сцепляет зубы, с почтением воспроизводит
сердцем зикр «калимаи тавхид».

6. «Боз гашт» باذ كشت (Возвращение) – памятование о нашем предстоящем возвращении к Аллаху, возвращение к Аллаху в сердце, произнесение делающим зикр (закиром) языком либо в сердце после произнесения - Ля илаха иллаллах – لا إله إلاّ الله «Нет бога, кроме Аллаха» формулы «Илахи анта максуди ва ризока матлуби» الهي أنت مقصودي و رضاك مطلوبي (Боже, Ты – моя цель и моё желание – довольство Твоё).
Ибо калима «Боз гашт», удаляя из памяти человека плохие либо хорошие помыслы, делает зикр объективным; Памятование смерти (робитаи мавтия), памятование о возвращении к Аллаху.
В аяте сказано:إنّا لله و إنّا إليه راجعون
И об убитых на пути Господнем
Не говорите, что они мертвы.
Нет! Они живы, -
Но этого постичь вам не дано.
Сура «Корова», 154-аят.
В другом аяте сказано: كلّ نفس ذائقة الموت ثمّ إلينا ترجعون
Ведь всякая душа познает смерти вкус,
И к Нам вам надлежит вернуться.
Сура «Паук», 57-аят.

7. «Нигохдошт» نكاه داشت (Сохранение) – наблюдение за помыслами и воспоминаниями в сердце; необходимость для соискателя хотя бы час-два или более того не отпускать память и мысли на посторонние вещи, не допускать рассеянности в мыслях и не вспоминать о чём-либо постороннем, удерживать внимание от вещей, отвлекающих от зикра – вспоминовения Аллаха.
Всевышний Аллах говорит:رجال لا تلهيهم تجارة و لا بيع عن ذكر الله و إقام الصّلاة و إيتاء الزّكاة
Люди, которых ни торги и ни продажа
Не отвлекли от поминания Аллаха,
(Не уклонили) от часов молитвы,
От милостыни на очищение (не увели).
Они страшатся только Дня,
Когда (от ужаса) их взоры и сердца перевернутся
Сура «Свет», 37-аят.

8. «Ёд дошт» ياد داشت (Вспоминовение) – каждое мгновение быть осведомлённым об Истинном Всевышнем; постоянно памятовать об Аллахе. Всевышний Аллах говорит: فاذكروني اذكركم و اشكروا لي و لا تكفرون
Так помните Меня, и Я вас буду помнить;
И будьте благодарны Мне (признанием своим)
И никогда неблагодарными не будьте, отвергая Мою веру!
Сура «Корова», 152-аят.
Ещё в одном священном аяте говорится: و اذكر ربّك في نفسك تضرّعا و خيفة و دون الجهر من القول بالغدوّ و الآصال
С благоговением, смиренно и без громких слов
Ты вспоминай о Господе твоем
В час утренней зари и в час вечерний
И здесь небрежным никогда не будь
Сура «Преграды», 205-аят.
Хранить сердце от невежества. Пророк (с.а.в.) говорит:لكلّ شيء صقاّلة و صقاّلة القلب ذكر الله «У каждой вещи есть то, что её совершенствует. Сердцу придаёт совершенство зикр Аллаха». Вышеперечисленным четырём «рашха» - принципам основу положил Хаджа Абдулхалик Гиждувани.

9. «Вукуфи замони» وقوف زماني (Остановка времени) – дорожить временем, пользоваться временем продуктивно, знать, сколько времени прошло за деланием благих дел и сколько за совершением греховных дел, быть осведомлённым об этом. Если время божьего раба проходит с осознанием, с зикром Аллаха, нужно благодарить Аллаха; в противном случае, если время прошло с небрежением, возносить раскаяние, просить прощения и каяться.
Пророк (с.а.в.) говорит: Пятью вещами дорожи до наступления пяти вещей:

إغتنم خمسا قبل خمس شبابك قبل هرمك و صحتك قبل سقمك و غناك قبل فقرك و حياتك قبل موتك و فراغك قبل شغلك

своей молодостью до прихода старости
своим здоровьем до прихода недуга
своим богатством до того, как станешь бедным
своей жизнью до прихода смерти
своим свободным временем до того, как будешь занят.
10. «Вукуфи адади» عددي وقوف (Ведение исчисления) ведение исчисления, счёта, соблюдение порядка. Произнесение за одно дыхание калимы (Ля илаха иллаллах – Нет бога, кроме Аллаха) لا إله إلاّ الله делающим зикр (закиром) 3 раза, либо 7 раз, либо 9 или 21 раз. В случае если за одно дыхание он может сделать зикров более этого числа, нужно завершать на нечётном количестве. Произнося зикр, необходимо придерживаться нечётного числа.
Всевышний Аллах говорит: يأ يّها الّذين آمنوا أذكروا الله ذكرا كثيرا
О вы, кто верует!
Хвалы Аллаху воздавайте частым воздаяньем
Сура «Союзники», 41-аят.
Пророк (с.а.в.) говорят: «Аллах един. Он любит нечётность».إنّ الله وتر يحبّ الوتر

11. «Вукуфи калби» وقوف قلبي (Сердечная пауза или неподвижность сердца) – у этого есть два смысла.
Первый – осведомлённость и сконцентрированность сердца делающего зикр (закира) на Истинном Всевышнем.
Второй – сконцентрированность закира на своём сердце, занятие сердца зикром.
Аллах Всевышний говорит:و اعلموا أنّ الله يحول بين المرء و قلبه
О вы, кто верует!
Аллаху и посланнику Его послушны будьте,
Когда он призывает вас к тому,
Что вас, поистине, животворит и направляет.
И знайте, что Аллах всегда стоит
Меж (бренными страстями) человека
И (тайными порывами) его души, -
Поистине, вы будете все собраны к Нему.
Сура «Военная добыча», 24-аят.
Ещё в одном священном аяте сказано:إنّما المؤمنون الّذين إذا ذكر الله وجلت قلوبهم
Ведь верующие - только те,
Сердца которых трепета полны
При поминании Аллаха;
Чья вера укрепляется сильнее,
Когда читают им знамения Его;
И кто надежды возлагает
Лишь на Владыку своего;
Сура «Военная добыча», 2-аят.
О том, что сердце находит утешение зикром Аллаха, Всемогущий Аллах благовестит:

الا بذكر الله تطمئنّ القلوب

Тех, кто уверовал и чьи сердца
При призывании Аллаха исполняются покоя, -
Ведь призывание Аллаха
Покоем сердце наполняет"
Сура «Гром»,28-аят.
Пророк (с.а.в.) говорят: «Знай же, в теле (человека) есть кусок мяса, если он хорош, то всё тело хорошее, если он испорчен, испортится всё тело. Этот кусок мяса - сердце».

الا إنّ في الجسد لمضغة إذا صلحت صلح الجسد كلّه و إذا فسدت فسد الجسد كلّه الا و هي القلب

Эти вышеперечисленные три принципа - «рашха» добавил Хазрат Бахауддин Накшбанд (к.с.а.).
Алишер Навои говорит:
«Бу оханг ила булгасен Накшбанд,
Навоий агар етса навбат санга».

«Когда черёд настанет твой, о, Навои,
С напевом этим станешь Накшбанди».
Алишер Навои назвал основы Накшбандия «путём довольствия малым». Хаджа Али Рамитани в своём трактате «Рисолаи Хазрати Азизон» называет 10 условий для «саликов» (вступающих в тарикат). Это нижеперечисленные:
1. Тахарат (Очищение). Тахарат бывает 4-х видов:
а) внешний тахарат;
б) внутренний тахарат;
в) тахарат сердца;
г) тахарат тайны.

Внешний тахарат – это омовение водой.
Внутренний тахарат – это принимать чистую пищу – «халяль», пить чистые напитки, блюсти чистоту веры.
Тахарат сердца – это очищение сердца от обиды, зависти, ненависти, лжи, коварства, мирской любви.
Тахарат тайны – делать полную духовную обращённость только к Аллаху.
2. Сдерживание языка. Занимать язык декламацией Корана, благими наставлениями, увещеванием от греховных дел, зикрами. Ибо Пророк (с.а.в.) сказал: «Люди попадают в ад через свой плохой язык».هل يكبّ النّاس في النّار الاّ حصائد السنتهم
3. Не смотреть на вещи нечистые.
4. Держать пост.
5. Делать «зикр» - вспоминовение Аллаха. Произносить калиму «Ля илаха иллаллах» от сердца.
6. Хранить память. Память бывает 4-х видов;
а) память «рахмани»;
б) память «малакани»;
в) память «шайтани»;
г) память «нафсани».
Память «рахмани» - остерегаться невежества.
Память «малакани» - быть последовательным в богослужении.
Память «шайтани» - проявлять склонность к греховным делам.
Память «нафсани» - предаваться страстям.
«Салик» во время зикра должен быть свободен от отвлекающих воспоминаний.
7. Принимать повеления Всевышнего Аллаха; делать «тафвиз» (передать все свои дела Аллаху)
и делать упование только на Него.
8. Выбор «сухбата» - общения с просвещенными праведниками.
9. Бдение. Чтение молитвы «Ташаххуд».
10. Употребление чистой – «халяль» пищи