Ачарья
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 07:31:23
Этимология

Происходит от санскритского корня чар, который означает «последователь». С помощью приставки «а» (которая означает «совершенно или полностью»), и именного суффикса, который означает «тот кто», формируется значение термина «тот кто полностью следует дхарме» и/или «тот кто ведёт других следовать дхарме».

Таким образом, слово «ачарья» указывает на личность, которая гораздо больше, чем просто «учитель» и прежде всего означает «тот, кто следует тому чему учит» или «тот, кто учит на своём собственном примере». То есть, основными двумя аспектами значения слова «ачарья» являются: «тот, кто учит» и «тот, кто является примером того, чему он обучает».

[править] В индуизме

В религиозной традиции индуизма, ачарья это «божественная личность» (санскр. महापुरुश) которая появляется для того, чтобы установить или восстановить определённые религиозные или философские принципы.

Ачарья является уважаемым гуру, который, как правило, обладает совершенными знаниями санскрита и одной из философий индуизма, например веданты. Ачарьи часто были лидерами определённой сампрадаи — философской или богословской школы в индуизме. Ачарьи обучают руководствуясь принципом того, что если сам учитель не познал и не узрел истину, он не может сделать так, чтобы её познали другие.

Ачарья должен полностью осознать то, чему он учит. В руках истинного ачарьи, священные писания (шастры) являются инструментом, с помощью которого он приводит своих последователей к познанию истины. Как шастра, так и ачарья играют ключевую роль. Ачарья, благодаря ясности своего видения и духовной и философской реализации, даёт правильное понимание изложенного в шастрах. Поэтому, как к шастрам, так и к ачарье, относятся с одинаковым уважением. Ачарья является живым воплощением священных писаний и обладает способностью сделать так, чтобы его последователи сами узрели истину.

[править] Некоторые ачарьи в индуизме

* Шанкарачарья — известный поборник адвайта-веданты.
* Рамануджачарья — распространил культ Вишну-бхакти[1]
* Мадхвачарья — его философия называлась двайта. Основной сутью его учения было «основной целью дживы является беззаветная и полная любовь и преданность Богу»[2]
* Нимбаркачарья — в своём учении он объявил, что Радха и Кришна являются самыми возвышенными формами Бога.
* Валлабхачарья — Пуштимарга
* Чайтанья Махапрабху — философия ачинтья-бхеда-абхеда

[править] В джайнизме

В джайнизме, ачарья это монах, один из пяти почитаемых панча-паремешти достойных поклонения. Слово «сури» имеет тоже самое значение, что и «ачарья».

Ачарья — это также главный лидер в монашеской иерархии джайнов. Он обладает властью посвящать новых монахов или монахинь, устанавливать новые мурти и т. д. Часто он передаёт свои полномочия специально назначенным им же ставленникам.

Некоторые известные ачарьи в джайнизме в хронологическом порядке:

* Гаутам Ганадхара
* Ганахар Судхарма Свами
* Джамбу Свами
* Бхадрабаху — его учеником был Чандрагупта Маурья
* Стхулабхадра — традиция Шветамбара
* Кундакунда — традиция Дигамбара
* Самантабхадра — традиция Дигамбара
* Сиддхасена Дивакар
* Манатунга — автор Бхактамар-стотры
* Харибхадра — традиция Шветамбара
* Акаланка — традиция Дигамбара
* Вирасена — традиция Дигамбара
* Джинасена — традиция Дигамбара, был наставником правителей Раштракута (800—880)
* Немичандра — традиция Дигамбара
* Хемачандра — традиция Шветамбара, был наставником Кумарапала (1089—1172)
* Хира Виджая Сури — традиция Шветамбара, был приглашён Акбаром.
* Ачарья Раджендрасури — традиция Шветамбара (1827—1906)
* Шантисагар — традиция Дигамбара (1872—1955)

В некоторых сектах джайнизма, как например в Терапантхи, есть только один ачарья, тогда как в других существуют много ачарьев.

Ачарья, также как и любой другой монах-джайн, должен всё время странствовать, за исключением четырёх месяцев муссона.

Ошо родился в семье джайнов и до 1971 года был известен как Ачарья Раджниш.