Поведение первоночальных иноков
Прислано monah4 на Сентябрь 12 2008 07:46:14
Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя свецкие привычки, проникаться духов монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: “Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употредлять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью” (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).
47. По отношению к Настоятелю и братии новоначальный должен оказывать смиренную почтительность. При встрече с Настоятелем следует поклониться и испросить благословение, а при встрече с иеромонахами, иеродиаконами и иными членами братства сделать поясной поклон. Впрочем, не возбраняется брать благословение у иеромонахов (архимандритов, игуменов).
48. Входить в келию к братии следует с молитвой: “Молитвами святых и преподобных отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас” и только тогда, когда будет получен ответ “Аминь”.
49. После вечернего правила, всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.
50. Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятеля монастыря и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального.

51. Если кто-либо из братии уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Настоятель пытается образумить его увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всей братии. Если же кто и после многократных увещеваний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела братства.
52. Кто не принимает послушания, одобренного Настоятелем, тот должен наедине или открыто привести ему свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если сам устыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же кто будет упорствовать в непокорности жалуясь в тайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот как посевающий сомнение в братстве и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из братства.

Никто не должен входить в любопытные исследования и осуждения действий Настоятеля и иных должностных лиц, кроме тех, которые и по степени и по благоразумию близки к Настоятелю и которых он сам по необходимости допускает к совещанию и рассуждению об общих делах монастыря.
53. Новоначальный должен быть в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

54. Никто не должен без благословения старших брать к себе в келию никакой вещи, даже самой необходимой, помня, что всякое приобретение, без благословения творимое, есть кража.
55. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически в монастыре воспрещаются, и нарушение сего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из братства.
56. Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы (“Господи, благослови” и др.), равно и по окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою (“Слава Тебе, Господи” и др.).
57. Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги.