Камальдулы
Камальдулы, камальдолийцы — термин, обозначающий католические монашеские автономные конгрегации, живущие в духе реформы св. Ромуальда, проведённой им в XI веке.
Из многочисленных независимых средневековых конгрегаций камальдулов в наше время сформировалось две:
* Камальдульская конгрегация ордена св. Бенедикта (лат. Congregatio Camaldulensis Ordinis Sancti Benedicti, OSBCam) — возглавляется генеральным приором из Сакро Эремо (Камальдоли). В 2002 г. конгрегация насчитывала 121 монаха (65 священников) и 8 монастырей.
О богослужении
Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия братии является церковное Богослужение. Поэтому вся братия от начальствующих до новоначальных должны неопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении или при нем присутствовать. Неисправность в этом священнейшем деле должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.
67. Для соблюдения чинности и порядка в совершении священнослужителями монастыря Божественных служб, Благочинный монастыря совместно с Ризничим и Уставщиком ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Настоятелем расписание Богослужений с указанием имен священнослужителей и чтецов, занятых в каждой отдельной службе, а также стоящих у св. мощей, седмичных, канонархов и других.
О келейном прибывании
Время, оставшееся от церковного Богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употребить с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:
а) келейное правило по уставу и благословению старца;
б) чтение душеполезных книг и выписывание из них важнейших назидательных мыслей;
в) упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;
г) занятия, поручаемые Настоятелем или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.п.);
О посетителях и посещении келий
. Принятие в келиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.
89. Лица женского пола в келиях не допускаются. В случае если возникает необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.
90. Без благословения Настоятеля никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из братии не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии или у иного брата, но только в предоставленной ему монастырским начальством.
О посетителях и посещении келий
. Принятие в келиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.
89. Лица женского пола в келиях не допускаются. В случае если возникает необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.
90. Без благословения Настоятеля никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из братии не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии или у иного брата, но только в предоставленной ему монастырским начальством.
О посетителях и посещении келий
. Принятие в келиях внешних посетителей (мужского пола) допускается лишь по благословению монастырского начальства, причем в дневные часы.
89. Лица женского пола в келиях не допускаются. В случае если возникает необходимость брату обители увидеться с близкой родственницей, то таковые принимаются не в келии, а в особо назначенной приемной близ монастырских ворот.
90. Без благословения Настоятеля никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келии на ночлег. Равно никто из братии не имеет права ночевать в монастыре же, но в иной келии или у иного брата, но только в предоставленной ему монастырским начальством.
О трапезе
. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то братия прямо из церкви идут в трапезную, а если по некотором времени, то, ожидая трапезы, имеют отдых в келиях.
78. Испросив благословение у Настоятеля трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собирается на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.
79. В продолжение трапезы братия сохраняет безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания.
80. Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.
О духовном руководстве
Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни.
59. Настоятель и Духовник монастыря наблюдают, чтобы вся братия очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще, и особенно священнослужители пред вступлением в чреду своего служения.
Поведение первоночальных иноков
Новоначальный прежде всего внимательно изучает устав Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, чтобы при первых же шагах своего пребывания в нем не нарушать заведенных в монастыре порядка и дисциплины. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальный дает подписку в том, что он знаком с Уставом и обязуется его свято выполнять. В случае же нарушения Устава, он обязуется немедленно по благословению Настоятеля (или заменяющего его лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации монастыря.
Основание монашества
1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.
2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.
3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.
4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.
Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: “...аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене...” (Мф. 19, 21).
Суфии и ислам
Суфизм является неотъемлемой частью ислама и не существует иного суфизма кроме исламского. Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество.
Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку. Тот, у которого нет иджаза от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).
Тринитарии
Тринитарии («Орден Пресвятой Троицы», лат. Ordo Sanctissimae Trinitatis, OSsT) — католический нищенствующий монашеский орден, основан в 1198 г. французским богословом Жаном де Мата и пустынником Феликсом де Валуа (Валезий) для выкупа пленных христиан из мусульманского плена. Основание ордена было одобрено папой Иннокентием III в Operante divine dispositionis clementia. Девизом ордена стала фраза лат. Gloria Tibi Trinitas et captivis libertas , Слава Тебе Троица, а пленным — свобода.
Условия принятия в братство монастыря
35. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом VI Вселенского Собора).
36. Безусловно запрещается принимать в братство монастыря: 1. Лиц несовершеннолетних, 2. Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18).
37. Новопоступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от военной службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятеля.
38. Нововступивший проходит испытание в течение трех лет, и, если окажется достойным воспринять монашеский чин, Настоятель делает представление о его пострижении Епархиальному правящему Архиерею.
Условия отлучек из монастыря
Исхождение из монастыря бывает по должностной обязанности по распоряжению начальства или допускается по желанию имеющих в том уважительную частную потребность.
94. Если кому-либо из братии потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучится за ворота монастыря, то для сего достаточно устного разрешения Благочинного. Поездки в город и другие местности, расположенные за монастырской чертой, как бы кратковременны они не были, благословляются только Настоятелем или заменяющим его лицом, причем в таких случаях братия пишут прошение с указанием ясной причины, точного адреса поездки и времени возвращения.
95. В случае болезни или иных важных причин, некоторые из братии могут получать и более продолжительный отпуск (для поправления здоровья и т.п.), но в каждом отдельном случае начальство монастыря имеет по сему специальное суждение, дабы время, на стороне, не повредило брату в его духовном устроении.
Условия увольнения из монастыря
. Иноки, изменившие своим обетам, живущие зазорно, монастырской дисциплине подчиняющиеся лишь на столько, чтобы иметь возможность бесплатно пользоваться келией и столом и своей неисправностью кладущие пятно на монастырь, после увещания и принятия дисциплинарных мер могут быть удалены из обители как не годные к монашеской жизни и вносящие соблазн в среду остальных братий.
102. Иноки, уволенные из монастыря, должны в кратчайший срок, указываемый Настоятелем сдать Эконому Келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарю взятые книги, остричь волосы и в мирской одежде удалиться из обители.
|